Методическая копилка

 


25.05.2025

ПЕДСОВЕТ № 2 ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»

 

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.      вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

2.    развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

3.       создать  в   коллективе  обстановку  творческого поиска   наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

4 контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

 Повестка дня

1.        Аналитическая справка по результатам тематической проверки по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка, по результатам методической недели.

Старший воспитатель Кучерова Т. В.

2.  Представление опыта работы.

Воспитатели:

3.Деловая игра. «Развитие речи в соответствии с ФГОС ДО»

Старший воспитатель Кучерова Т. В.

4.  Решение педсовета.

Ход педсовета.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: Речь педагога чёткая, ясная, полная, грамматически правильная; В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

 

1.     Сообщение старшего воспитателя         об итогах тематического контроля. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Развитие речи    детей в условиях ДОУ».

 

2. Представление опыта педагогов

3.  Деловая игра. «Развитие речи в соответствии с ФОП ДО»

 

Современные образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно- дидактические                                      игры-инсценировки,             игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально- игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна предметно- схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н схемой составления рассказа.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

 

Пример мнемотаблицы

Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде. Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:

Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой  связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

 

 

Составить рассказ по схеме

Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

- Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. -  -

-      Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

- Пересказ текста с использованием магнитной доски.

- Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

-Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

- Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.  Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Блиц-опрос:

Назовите формы речи: (диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Назовите структуру повествования? (завязка, кульминации, развязка)

Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Рассказ    сюжет,    которого   развертывается   во    времени.    (рассказ повествование)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, чёткие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замените противоположным и получите название сказок:

Пес без шапки - Кот в сапогах Красные усы Синяя борода Красивый цыпленок Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Дворец — Теремок,

Оловянное животное — Золотая рыбка

Квадратик — Колобок

Курочка Серебряная лапка — Петушок Золотой Гребешок

Больной — Ойздоров — Доктор Айболит

Царь и заяц — Мужик и медведь

Жарилко — Морозко

Безгорбый верблюд — Конек-Горбунок

Эдик в обыкновенной деревне — Алиса в стране чудес

Жаба-домоседка — Лягушка-путешественница

Кастрюля супа — Горшок каши

Чернушка и ромашка – Беляночка и розочка

Трусливая швея — Храбрый портняжка

Деревня в портсигаре — Городок в табакерке

Быль об умной кошке — Сказка о глупом мышонке

Белый платочек — Красная шапочка

Принц на тыкве — Принцесса на горошине,

Ржавая отмычка — Золотой ключик,

Большой и кто-то, кто живет в подвале — Малыш и Карлсон, который живет на крыше

Старые штаны королевы — Новое платье короля

Большой Кум — Маленький Мук

Быль о найденном пространстве — Сказка о потерянном времени.

 

4.  Решение педсовета.

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

-       пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

-          оформить   стенды   для   родителей   «Развитие   связной   речи дошкольника» (ответственные педагоги групп срок - апрель месяц).

-      использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

2.      Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственные воспитатели, анализ календарных планов: ежемесячно)

3. Применять  на   практике   в   работе  здоровьесберегающие  технологии: постоянно

20.05.2025

Педагогический совет № 3

«Обеспечение оздоровительной направленности физического развития детей саду по средствам прогулок»

 В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. На прогулке дети играют, много двигаются. Чем разнообразнее будут их движения, тем больше информации поступит в мозг, тем интенсивнее станет интеллектуальное развитие.

 Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Перед прогулкой необходимо поинтересоваться у детей, в какие игры они хотели бы поиграть, и создать необходимые условия для игр детей по желанию. Каждая прогулка для ребёнка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость.

 На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сфер детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

 Эффективность прогулок во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

 - удовлетворить естественную биологическую потребность ребёнка в движении;

 - обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребёнка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

 - сформировать навыки в разных видах движений;

 - способствовать развитию двигательных качеств ребёнка;

 - стимулировать функциональные возможности каждого ребёнка и активизировать детскую самостоятельность;

 - создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно – волевых проявлений детей.

 Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приёмы регулирования двигательной активности детей, подбирать дифференцированные задания.

 При планировании содержания прогулки предусматривается равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности.

Дети на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки, песок, камни). Важно чтобы все дети участвовали в организованной воспитателем двигательной деятельности.

Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.

Если на улице холодно, сыро, то подвижную игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные, мягкие выразительные сюжетные игрушки.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15 – 20 подвижных игр (включая игры – эстафеты), при этом разучены новые игры.

Успешно решать воспитательные и образовательные задачи во время прогулки возможно лишь при рациональном сочетании разных видов и форм двигательной деятельности под руководством педагога.

С целью совершенствования движений и закрепления игровых умений и навыков целесообразно увязывать предлагаемый на физкультурных занятиях новых материал с играми, упражнениями, основных видов движения на прогулках.

Правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активностей детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температуры воздуха, подвижный игры, пример взрослого в отношении к своему здоровью – все это является хорошим залогом здорового образа жизни дошкольников.

 2. Тематический контроль

На основании годового плана работы на 2023-2024 учебный год, проходил тематический контроль с уровня обеспечения оздоровительной направленности физического развития детей в детском саду посредством проведения прогулок.

В ходе проверки выявлено, что режим прогулки соблюдается не всеми педагогами. Основная причина: в период проведения контроля стояли морозы. Все воспитатели добросовестно относятся к планированию прогулок. В планах отмечены все виды детской деятельности на прогулке, в том числе хорошо спланирована индивидуальная работа с детьми и наблюдения. Во всех группах имеется достаточное количество выносного материала по сезонам.  Педагоги средней, старшей и подготовительных групп организуют трудовую деятельность (уборка снега, строительство горки).

 Двигательный режим во время прогулки в основном соблюдается. Исходя из погодных условий, педагоги организуют подвижные и малоподвижные игры. Тем не менее, отмечено, что в старшей группе организация прогулки требует более тщательной подготовки воспитателя Юрочкиной О. Ю. Особое внимание следует обратить всех педагогам на проведение дидактических игр и сюжетно-ролевых игр во время прогулки. Не удалось увидеть организованные педагогами сюжетно – ролевые игры и индивидуальную работу с детьми.  Мало внимания уделяется формированию у детей представлений о полезности и целесообразности физической активности.

3. С целью выявить, что же является важным аспектом в укреплении здоровья ребёнка, мы предложили родителям анкету: «Здоровье Вашего ребёнка». Анкету заполнил 71 родитель. На вопрос:

1.     Что влияет, на Ваш взгляд, на укрепление здоровья ребёнка?

Большинство родителей ответили: прогулки, сон, питание

2.     На что, на Ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

61 опрошенный считают: благоприятный психологический климат; по 60 отдали голоса за пребывание на свежем воздухе и здоровую гигиеническую среду.

3.     Какие закаливающие процедуры, на Ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?

Одной из самых эффективных закаливающих процедур 43 родителя (60%) считают прогулку в любую погоду.

4.     Посещает ли Ваш ребёнок кружки и секции спортивной направленности вне детского сада? Какие?

64% респондентов ответили, что их дети ничего не посещают.

5.    На 5й вопрос были даны следующие ответы.

 Родители нуждаются в нашей помощи, поэтому следует их привлекать для участия в совместных мероприятиях. Возможно, привлекать к организации этих мероприятий. Некоторые (21 человек) желали бы принять участие в открытых занятиях.

4. «Руководство самостоятельной двигательной активностью детей на прогулке»

 5.  Игра с педагогами «Что, где, когда»

 Ход игры:

(Игра проходит за двумя круглыми столами, на которых расположены таблички)

Уважаемые коллеги, предлагаю провести наш педсовет в форме игры «Что? Где? Когда?». Если согласны, начнем.

1 задание: Командам необходимо будет придумать название команды и девиз.

1 сектор: Разминка. Вашему вниманию представлен кроссворд (по 3 вопроса каждой команде). По вертикали будут отвечать «», а по горизонтали «»

1. (По вертикали) Данный вид деятельности в воспитательно-образовательном процессе практикуется в основном с детьми старшего дошкольного возраста, который помогает формировать познавательный интерес, вникать в суть явлений. (Исследование)

(По горизонтали) Многие педагоги считают, что к организации данного вида деятельности они не имеют ни какого отношения. Но на самом деле к нему необходима серьезная подготовка и создание условий: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности и т.д. (Самостоятельный)

(По вертикали) Организация данной деятельности в природе, воспитывает любовь, бережное и заботливое отношение к ней. Планируется на веранде или на участке. Данное поручение может быть как индивидуальным, так и групповым. (Труд)

(По горизонтали) Это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Совместно разрабатывается план и сценарий данного мероприятия, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. (Поход)

(По вертикали) Это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (от 4- до7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. (Наблюдение)

(По горизонтали) Еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой и неживой природы, когда ведутся наблюдения за ней. (Календарь)

задание: Переходим к игровому полю. Ведущий крутит игровое поле и задает вопросы в зависимости от сектора.

2 сектор: Педагогические ситуации

Ситуация: Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».

Вопрос: Как должен поступить педагог?

Ситуация: Дети младшей группы после игры на прогулке не убрали выносной материал. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Вопросы: Какова должна быть реакция педагога?

 3 сектор: Черный ящик: (задание каждой команде)

Против знатоков играет старший воспитатель

Внимание! Вопрос!

Это неотъемлемая часть жизни большинства педагогов во время проведения прогулки, способствующая к непринужденному общению, самообразованию, желанию быть в курсе общественных событий детского сада, города, страны и т.д.

Правильный ответ: (Скамейка или телефон)

4 сектор: Против знатоков играют дети старшей группы "Ягодка" Внимание вопрос. Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?

Жуки прячутся в норы. Мошки лезут в лицо. Возле желтой акации кружится много насекомых. Муравьи прячутся в муравейник - перед сильным дождем.

Воробьи купаются в пыли, Ласточки и стрижи летают над самой землей.

Рыбы прыгают из воды и ловят насекомых, лягушки днем начинают квакать и выходят на берег. Дождевые черви выползают на поверхность.

Ветер усиливается, становится более ровным, с одинаковой силой дует как днем, так и ночью, резко меняет направление.

ночью нет росы или она очень слабая; у земли туман после захода солнца, который рассеивается к восходу.

Солнце садится в тучи и облака, вечерняя и утренняя зори красно-коричневые или багряно-красные.

5 сектор: Против знатоков играют дети старших групп. Перечислите примерные темы целевых прогулок.

 Уважаемые коллеги здоровье наших детей в наших руках.

Решение педсовета.

 1. Работу по обеспечению оздоровительной направленности физического развития детей в детском саду посредством проведения прогулок  считать удовлетворительной.

2. Принять к сведению рекомендации справки по итогам тематического контроля «Организация и проведение прогулок с детьми и педагогическое руководство ими в разных возрастных группах детского сада».

      Срок: постоянно.

     Ответственные – воспитатели групп.  

3. Воспитателям всех возрастных групп для обеспечения оптимальной двигательной активности детей на свежем воздухе систематизировать и соблюдать структуру прогулки, в соответствии с тематическим и календарным планированием.

      Срок: постоянно, в соответствии с погодными условиями

      Ответственные -  воспитатели групп, старший воспитатель

4. Воспитателям всех возрастных групп уделять больше внимания организации двигательного режима, ежедневно проводить подвижные и малоподвижные игры исходя из возрастных особенностей детей, используя картотеки подвижных игр.

     Срок: постоянно.

     Ответственные – воспитатели групп.

5. В уголках для родителей оформить консультацию о пользе прогулок для детей.

    Срок: до 20.02.2024 г.

    Ответственные – воспитатели групп 

 7.  Контроль за исполнением решений педагогического совета возложить на старшего воспитателя.

  

15.04.2025 

Кучерова Т. В.

Особенности формирования гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста

 

Аннотация: В статье представлена работа дошкольного учреждения по формированию гражданско-патриотической позиции детей дошкольного возраста. Автор описывает формы работы с воспитанниками и их семьями, направленные на воспитание гражданственности и патриотизма. В заключении автор говорит о том, что главной особенностью гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно назвать приобщение их к культуре и традициям своей страны.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, дети дошкольного возраста, конкурсы и мероприятия патриотической направленности.

 

Одной из задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования является «приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей». [1, с. 2]

Воспитание патриотизма и гражданственности начинается с младшего дошкольного возраста. Сначала ребёнок воспринимает себя как член своей семьи, начинает осознавать свою принадлежность к конкретному месту жительства, региону. Чем старше он становится, тем больше он осознаёт себя гражданином государства, в котором он проживает. Наша задача привить ребёнку любовь к своей Родине, научить гордиться её достижениями.

В нашем детском саду развита проектная деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. С первой младшей группы мы знакомим детей с государственными символами Российской Федерации. В нашем детском саду проводятся конкурсы на лучшее оформление и наполнение уголка по гражданско-патриотическому воспитанию, разрабатываются проекты по данной тематике совместно с детьми, приобщая их таким образом к истории своей страны, показываю её красоту и силу.

Осенью 2024 года нами был организован проект «Красота родного края», цель которого показать детям красоту и разнообразие мира природы Омского Прииртышья. Дети совместно с родителями и воспитателями создавали презентации, коллажи и альбомы, в которых показали, насколько красив наш родной город Омск и его окрестности осенью. В рамках этого же проекта семья одного из воспитанников рассказала о том, что в домашних условиях можно из гусеницы получить бабочку в климатических условиях Сибири. Все стадии превращения были сфотографированы и подробно описаны.

В проекте «Космос становится ближе» ребята рассказывали о первых космонавтах, о животных, которые первыми побывали в космосе. Они с гордостью делились информацией о достижениях первых советских космонавтов.

Каждый год ко Дню Победы мы проводим спортивно-патриотическую игру «Зарница», праздничный концерт, посвящённый Дню Победы, на который приглашаем ветеранов труда и тружеников тыла, доживших до наших дней и имеющих возможность посетить наши мероприятия.

В проекте «Насекомые на участке» дети и их родители показали многогранность и разнообразие мира насекомых, обитающих в нашем родном краю. Макеты насекомых были выполнены из различных материалов и в разных техниках.

Семьи наших воспитанников активно принимают участие в конкурсах и фестивалях, направленных на гражданско-патриотическое воспитание, участвуют в благотворительных акциях, которые мы сами организуем или организованных другими учреждениями города Омска.

Благотворительные акции, проводимые нашим детским садом, имеют разную направленность: мы стараемся помочь бездомным животным, пожилым людям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Семьи наших воспитанников не остаются равнодушными к подобного рода мероприятиям, что является важным моментом в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

С февраля 2023 года мы были участниками социально значимого проекта «Мы – будущее России», реализовываемого в нашем городе, направленного на создание условий для формирования патриотических чувств детей, воспитанников детских садов города Омска путем обновления форм, методов и приемов педагогического воздействия, развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине, через социальное партнерство. Организаторы  проекта - БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка- детский сад № 119». Дети старшей и подготовительной групп приняли участие в патриотическом уроке и создали мотивационный ролик для участников СВО.

Гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста способствуют также тематические мероприятия, например, развлечения ко Дню защитника Отечества, 8 марта, Дню пожилых людей, Дню Космонавтики, Дню Победы и других. Дети, становясь участниками тематических мероприятий, начинают понимать значимость праздников, осознают себя частичкой происходящих в данное время событий, начинают испытывать гордость за то, что они здесь и сейчас являются частичкой истории родной страны.

Открытие праздничного мероприятия патриотической направленности обязательно начинается с прослушивания гимна Российской Федерации, что тоже побуждает почувствовать дошкольников гражданами нашей страны. Маленькие дети с замиранием сердца слушают торжественную музыку и их лица на этот момент становятся очень серьёзными.

Участие наших воспитанников в городских конкурсах патриотической направленности также способствует укреплению их гражданской позиции с дошкольного возраста. Мы ежегодно принимаем участие в таких конкурсах, как «Богатство края моего», конкурсе патриотической песни «Я помню! Я горжусь!», в городской фотовыставке «Защитники Отечества», «Юные знатоки Омска» и других подобных конкурсах.

Таким образом, главной особенностью гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно назвать приобщение их к культуре и традициям своей страны. Не достаточно только рассказывать детям о достижениях российского народа, нужно, чтобы дети сами стали участниками событий, в которых они могут почувствовать себя настоящими гражданами Российской Федерации. Очень важно с раннего детства рассказывать им о наших достижениях, наших знаменитых поэтах, писателях, художниках, которые прославились на весь мир своими бесценными произведениями. Чем раньше ребёнок начнёт приобщаться к культуре, традициям и событиям родной страны, тем больше шансов, что страна пополнится ещё одним достойным гражданином, искренне любящим её, готовым ради благополучия своей Родины на любой поступок. Одна из главных особенностей формирования гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста – приобщение детей с раннего возраста к социально значимым для нашей страны событиям, знакомство их с достижениями нашей страны, её героями.  

 

Список использованных источников:

 

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028 // Материал из Справочной системы «Образование». https://1obraz.ru/#/document/97/503026/dfasaoff8i/?of=copy-7e0f10c072

 



28.02.2025 

Педагогический совет № 2

«Развитие познавательно-исследовательских способностей дошкольников в различных видах деятельности»

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно – исследовательских способностей детей дошкольного возраста, закрепление теоретических знаний воспитателей о методах работы с детьми в организации познавательно-исследовательской деятельности, совершенствование педагогического мастерства.

Формы проведения:  педагогический педсовет   с использованием методов активизации педагогов.

Повестка дня:

1.     Сообщение старшего воспитателя об итогах тематической проверки «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности».

2.     Деловая игра.

3.     Решение педагогического совета.

План проведения педсовета.

1.     Все решения предыдущего педсоветы выполнены, работа идёт по принятым программам, по утверждённому расписанию.

2.     В период 03.02.2025-21.02.2025 была проведена тематическая проверка по теме «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности». Проверка проводилась во всех возрастных группах ДОУ. По итогам проверки прилагается аналитическая справка.

Аналитическая справка:

Притча «Дровосек»

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды мудрец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

- Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый мудрец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом - алмазы, и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверх нормальных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины.

Я думаю, суть этой притчи понятна нам. Идти только вперед и не останавливаться. И ребёнок каждый день узнаёт что-то новое, каждый день продвигаясь на шаг вперёд.

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

В качестве рекомендуемых нами видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

применение различных дидактических заданий и игр;

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие Игры с правилами в том числе, удовлетворяют ненасыщаемую потребность в познании окружающего.

Кроме игр, это

·        Коммуникативная деятельность,

·        Приобщение детей к чтению художественной литературы,

·        Самообслуживание и элементарный бытовой труд

·        Конструирование,

·        Изобразительная деятельность,

·        Музыкальная деятельность,

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

4. Согласно годовому плану, реализация основных задач по данной теме, происходила путем выступлений коллег на семинарах, мастер-классах и открытых просмотрах.

Переходим к деловой игре «Особенности познавательного развития дошкольников» 

I. Для того, чтобы приступить к работе нам необходимо разделиться на 2 команды (уже сидят за 2мя столами)

Сейчас обеим командам с целью закрепления знаний я предлагаю пройти блиц-опрос. По очереди отвечаем на вопросы и получаем фишку.

1.Какой математический знак можно поставить между словами «воспитание» и «образование»?

/Знак =, так как, воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая ребенка, занимаемся и его воспитанием/

2.Дать определение слову «познание».

/Это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира/

3.Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

«исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает, мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов

4.Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

/Наблюдение за объектами и предметами непосредственного окружения, привлекающих их внимание/

5.Новая форма познания у детей 4-5 лет.

/Способны понимать слово воспитателя без наглядности/

6.Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

/Самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания/

7.Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности?

/игра/

8.Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности?

/воспитание, социальная и природная среда, наследственность/

9. Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП

/словесные, наглядные, игровые, практические/

10. Назовите два способа, которые лежат в основе сравнения предметов

/наложение и приложение/

II. Переходим к следующему заданию. "Детские исследования: содержание и алгоритм исследования."(вопрос 1 команде, 2 комментирует ответ)

Дорогие коллеги, сегодня мы так же закрепим наши знания о методах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, вспомним содержание и алгоритм детских исследований.

Начнем с самого важного в организации познавательно-исследовательской деятельности.

Задание: выложите в правильной последовательности этапы проведения экспериментально-исследовательской деятельности. (ОТВЕТЫ)

-Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- Выдвижение гипотезы;

-Поиск и предложение возможных вариантов решения;

- Сбор материала;

- Обобщение полученных данных.

III. В процесс исследования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.

Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путём. Ребёнка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в её основе. При этом противоречие должно быть на языке понятном человеку этого возраста и заключено в игровую оболочку. Сформулируем проблемную ситуацию для детей по исследованию.

Нам необходимо выдвинуть гипотезу решения данной проблемы.

Гипотеза – предположение, догадка ещё не доказанная логически и неподтверждённая опытом.

Слово гипотеза происходит от древнегреческого Гипотеза исследования – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Обычно гипотезы начинаются со слов:

допустим

предположим

возможно

что если

В результате исследования гипотеза исчезнет. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, а если её опровергнуть, она превращается в ложное предположение.

ЗаданиеСоставьте гипотезу по исследованию свойств: 1 команда – свойства соли – растворяется. 2 команда-свойство песка – не растворяется.

После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. А проверить все невозможно.

IV. Возрастные особенности детей подталкивают нас использовать на занятиях иллюстративный материал, схемы, т. к. детям необходим зрительный образ –символы, которые будут обозначать либо действие, либо признак. Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

Экспериментальный опыт показывает: дети не только быстро научаются понимать символы, но обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.

Задание: Придумайте карточки- подсказки для детей в виде символов разрешающие – запрещающие. (раздать маркеры и бумагу)

1 команда: понюхай-нельзя нюхать; попробуй на вкус- нельзя брать в рот;

2 команда: потрогай- нельзя брать руками; посмотри, послушай.

Где можно применить такие карточки подсказки?

VI. Логические блоки Дьенеша. Автор данного пособия - венгерский математик психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей. Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, таким образом, что дети даже могут не подозревать, что изучают сложные математические концепции. Разработанное в 1960-х годах, пособие популярно во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения для развития детей и подготовки к школе. Игры с этим пособием наглядно, на доступной основе знакомят дошкольников с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями, начальными знаниями по информатике, развивают творческие способности, внимание, память и воображение, способствуют развитию речи, так как ребенок вынужден строить высказывания…

О чём идёт речь?

Задание. Придумайте 2-3 игры с блоками Дьенеша для детей младшей группы/ старшей группы.

Ну и в конце нашей работы я предлагаю ответить на «МУДРЁНЫЕ ВОПРОСЫ»:

1. Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей)

2. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать.)

3. Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара.)

4. Мама связала своим детям три шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей.)

5. Четыре мальчика и две девочки скатали по одному снежному комку и слепили снеговиков. Сколько морковок для носа и угольков для глаз принесла им воспитательница? (Если каждый снеговик состоит из трех комков, то воспитательница принесла две морковки и четыре уголька.)

6. Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (у того, кто съел меньше).

7. В 12 часов ночи шёл снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода?

8. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (пройдёт 2 года, следовательно, брату будет 8 лет).

9. Какой рукой нужно есть суп?  (ложкой)

10. Какой формы расходятся по воде следы от шарика, а от кирпича? (круглые)

Рефлексия: Уважаемые коллеги, если вы считаете, что все, что вы сегодня услышали и увидели было для вас не нужным и бесполезным -потопайте ногами, а если наоборот- полезным и будет применено вами в работе- похлопайте в ладоши и улыбнитесь!

Дорогие педагоги, развивайте у детей исследовательское поведение, заставляйте их думать, пусть они сами пытаются отвечать на вопросы. Успехов вам!

 Решения педсовета:

1.     Продолжать создавать в детском саду психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования, соответственно возрасту детей и комплексно-тематическому планированию.

2.     Информировать родителей о значимости математики в развитии ребенка. Оформить информационный материал по математическому развитию у дошкольников (папки-ширмы, буклеты и т. д.).

3.     Планировать в непосредственно образовательной деятельности, организованной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности с детьми экспериментально-исследовательскую деятельность.

4.     Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями.

 

29.01.2025

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования является «приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей». [1, с. 2]

Воспитание патриотизма и гражданственности начинается с младшего дошкольного возраста. Сначала ребёнок воспринимает себя как член своей семьи, начинает осознавать свою принадлежность к конкретному месту жительства, региону. Чем старше он становится, тем больше он осознаёт себя гражданином государства, в котором он проживает. Наша задача привить ребёнку любовь к своей Родине, научить гордиться её достижениями.

В нашем детском саду развита проектная деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. С первой младшей группы мы знакомим детей с государственными символами Российской Федерации. В нашем детском саду проводятся конкурсы на лучшее оформление и наполнение уголка по гражданско-патриотическому воспитанию, разрабатываются проекты по данной тематике совместно с детьми, приобщая их таким образом к истории своей страны, показываю её красоту и силу.

Осенью 2022 года нами был организован проект «Красота родного края», цель которого показать детям красоту и разнообразие мира природы Омского Прииртышья. Дети совместно с родителями и воспитателями создавали презентации, коллажи и альбомы, в которых показали, насколько красив наш родной город Омск и его окрестности осенью. В рамках этого же проекта семья одного из воспитанников рассказала о том, что в домашних условиях можно из гусеницы получить бабочку в климатических условиях Сибири. Все стадии превращения были сфотографированы и подробно описаны.

В проекте «Космос становится ближе» ребята рассказывали о первых космонавтах, о животных, которые первыми побывали в космосе. Они с гордостью делились информацией о достижениях первых советских космонавтов.

Каждый год ко Дню Победы мы проводим спортивно-патриотическую игру «Зарница», проводим концерт, посвящённый Дню Победы, на который приглашаем ветеранов труда и тружеников тыла, доживших до наших дней и имеющих возможность посетить наши мероприятия.

В проекте «Насекомые на участке» дети и их родители показали многогранность и разнообразие мира насекомых, обитающих в нашем родном краю. Макеты насекомых были выполнены из различных материалов и в разных техниках.

Семьи наших воспитанников активно принимают участие в конкурсах и фестивалях, направленных на гражданско-патриотическое воспитание, в благотворительных акциях, которые мы сами организуем или организованные другими учреждениями города Омска.

Благотворительные акции, проводимые нашим детским садом, имеют разную направленность: мы стараемся помочь бездомным животным, пожилым людям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Семьи наших воспитанников не остаются равнодушными к подобного рода мероприятиям, что является важным моментом в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

С февраля 2023 года в нашем городе реализуется социально значимый проект «Мы – будущее России», целью которого является создание условий для формирования патриотических чувств детей, воспитанников детских садов города Омска путем обновления форм, методов и приемов педагогического воздействия, развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине, через социальное партнерство. Организаторы проекта - БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка- детский сад № 119». Мы стали его участниками. Дети старшей и подготовительной групп приняли участие в патриотическом уроке и создали мотивационный ролик для участников СВО.

Гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста способствуют также тематические мероприятия, например, развлечения ко Дню защитника Отечества, 8 марта, Дню пожилых людей, Дню Космонавтики, Дню Победы и других. Дети, становясь участниками тематических мероприятий, начинают понимать значимость праздников, осознают себя частичкой происходящих в данное время событий, начинают испытывать гордость за то, что они здесь и сейчас являются частичкой истории родной страны.

Открытие праздничного мероприятия патриотической направленности обязательно начинается с прослушивания гимна Российской Федерации, что тоже побуждает почувствовать дошкольниками гражданами нашей страны. Маленькие дети с замиранием сердца слушают торжественную музыку и их лица на этот момент становятся очень серьёзными.

Таким образом, главной особенностью гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно назвать приобщение их к культуре и традициям своей страны. Не достаточно только рассказывать детям о достижениях российского народа, нужно, чтобы дети сами стали участниками событий, в которых они могут почувствовать себя настоящими гражданами Российской Федерации. Очень важно с раннего детства рассказывать им о наших достижениях, наших знаменитых поэтах, писателях, художниках, которые прославились на весь мир своими бесценными произведениями. Чем раньше ребёнок начнёт приобщаться к культуре, традициям и событиям родной страны, тем больше шансов, что страна пополнится ещё одним достойным гражданином, искренне любящим её, готовым ради благополучия своей Родины на любой поступок. Одна из главных особенностей формирования гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста – приобщение детей с раннего возраста к социально значимым для нашей страны событиям, знакомство их с достижениями нашей страны, её героями.  

 

Список использованных источников:

 

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028 // Материал из Справочной системы «Образование». https://1obraz.ru/#/document/97/503026/dfasaoff8i/?of=copy-7e0f10c072


29.01.2025

Зима - это ни только мороз, но и весело! 

 
Вчера, 28.01.2025 в нашем детском саду прошла зимняя спартакиада. Воспитанники старшей и подготовительной групп показали свои силу, ловкость, быстроту и выносливость в эстафетах: "Быстрые санки", " Метание в цель", "Забей шайбу в ворота", " Фигурное катание" и "Бабки-ëжки". Команды "Сила" (старшая группа) и "Зима" (подготовительная группа) очень спортивны! Обе команды заняли первое место и были награждены грамотами, сладкими и памятными призами. Мы от души поздравляем победителей!
Планируя такие мероприятия, мы приучаем детей к спорту. Ребята стремятся к победе, понимая, что для достижения хороших результатов,  нужно постоянно заниматься спортом. Они с удовольствием выполняют упражнения во время утренней зарядки и с нетерпением ждут занятий по физкультуре. Спортивные соревнования воспитывают дисциплинированность, наблюдательность, силу, ловкость. Юные спортсмены получают положительные эмоции и ждут новых побед!


27.01.2025

Презентация к занятию в подготовительной группе, посвящённого 81й годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда.

"Блокадная ласточка"

16.12.2024

Презентация к заседанию киноклуба "Знайка":

Ребята, давайте жить дружно!

29.11.2024

Один из методов работы с родителями «Киноклуб» «Знайка»

Кучерова Т. В., старший воспитатель, Грабарь Людмила Николаевна, воспитатель

Сегодня большинство родителей занимают своих детей гаджетами. Насколько это занятие полезно для детей, существуют различные мнения. Как правило дети смотрят мультфильмы. Проанализировав современные мультфильмы и сравнив их со старыми, родилась идея создания для родителей киноклуба «Знайка».

Пока у нас состоялось только одно заседание клуба, но оно нашло очень широкий отклик. Родители согласились с тем, что старые мультфильмы учат доброте, милосердию, состраданию, побуждают желание помочь окружающим, учат дружить. Герои мультфильмов не вымышленные, они существуют на самом деле (люди, животные и растения реально существуют, в мультфильмах они наделены человеческими свойствами: могут разговаривать, переживать, дружить), звучит красивая музыка, спокойные пейзажи, герои много разговаривают друг с другом понятными словами. Герои же современных мультфильмов очень часто придуманные, музыка обычно тревожная, разговаривают мало и употребляют в речи много слов-паразитов и непонятных для детского восприятия слов. Частота кадров в современных мультфильмах отличается от частоты кадров в старых мультфильмах. Они более динамичны.

На заседании клуба мы подробно рассмотрели мультфильм по сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик». После проведённого мероприятия с родителями дети стали рассказывать, что они смотрят другие мультики. Первое время детям они не очень нравились, потому что они привыкли к другим картинкам, но постепенно ребята начали больше понимать смысл мультфильмов и стали смотреть их с большим удовольствием. Первое заседание состоялось в апреле 2024 года. Были приглашены родители средней группы.

Мы планируем продолжить работу клуба, заседания которого планируются 2 раза в год. 


31.10.2024

 

В рамках недели безопасности для воспитанников старшей и подготовительной группы был проведён урок по ОБЖ "Азбука безопасности".

 Конспект

открытого занятия по безопасности

(личная безопасность)

в старшей и подготовительной группах

«Азбука безопасности»

 

Провела: Т. В. Кучерова, старший воспитатель

Цель: Формирование навыков безопасного поведения.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях;

- закрепить знания об опасных предметах;

- закрепить знания детей о съедобных грибах и ягодах;

- закреплять знания о службах спасения;

Развивающие:

- развивать навыки безопасного поведения на проезжей части и в быту, в природе;

- развивать речь, память, мышление, внимание;

Воспитательные:

- воспитывать у детей ответственность за свою безопасность;

- воспитывать взаимопомощь, дружелюбие.

 Оборудование:

 Кинопроектор. Картинки - иллюстрации по правилам поведения дома. Картинки опасные и безопасные предметы.

 Предварительная работа:

- рассматривание альбомов по безопасности.

- беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице, в природе.

- дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно - не опасно», «Кто быстрей потушит дом».

- чтение русских народных сказок «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят».

 Ход занятия:

 1. Вводная часть.

 Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие.

 Воспитатель: Дети, вы любите сказки? (да) Я тоже их очень люблю. Ведь только в сказках происходят настоящие чудеса.

 Много сказок есть на свете

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть.

 А вы хотите попасть в сказку? (Да)

Сейчас я произнесу волшебные слова, которые нам помогут попасть в сказку, а вы мне помогайте – повторяйте за мной движения.

 Пальчиковая игра (дети выполняют движения по показу воспитателя)

 1, 2, 3, 4, 5 - (сжимаем и разжимаем кулачки) Начинаем колдовать, (растирают ладони) Двери в сказку открывать. (вращают кистями рук) Хоть замочек очень крепкий, (соединяют ладони) Металлический и цепкий, (сцепляют пальцы в замок) Сильно мы его сожмем, (поднимают и опускают пальцы) А потом слегка потрём, (растирают ладони) Покачаем: раз, два, три, (встряхивают ладони) Дверь, замочек, отопри. (хлопают в ладоши) Звучит аудиозапись волшебной музыки

 Воспитатель: Вот мы свами и очутились в сказке.

 2. Основная часть

 Воспитатель: Итак, начинается сказка. (показ слайдов на экране)

 В некотором царстве, в некотором государстве слайд 2 жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная слайд 3. Но случилась беда. Кощей Бессмертный похитил Василису слайд 4, и отправился Иван-царевич на поиски своей невесты слайд 5.

 Шел, шел Иван и вышел к большой, широкой дороге. И не знает, как перейти через ее. Слайд 6

 Ребята, поможем царевичу?

 - Кто скажет, где можно безопасно перейти дорогу? (Переходить дорогу надо по пешеходному переходу).

 - Как надо переходить дорогу? (чтобы перейти дорогу надо сначала посмотреть на лево, потом на право, и если нет машин, то можно переходить дорогу).

 - Что нельзя делать на дороге? (нельзя бегать и играть на дороге).

 - Как узнать, в каком месте находится пешеходный переход? (надо найти дорожный знак «Пешеходный переход».

 - Как выглядит этот знак? (это знак квадратной формы, синего цвета, на нем нарисован белый треугольник и шагающий человечек по зебре) Молодцы. Слайд 7

 - Что еще нам поможет безопасно перейти дорогу? (безопасно перейти дорогу нам поможет светофор). Слайд 8

 - Ребята, расскажите про сигналы светофора? Скажите, что означает если красный свет горит? (Если красный свет горит, это значит путь закрыт!)

 Что означает желтый свет? (Желтый – подожди чуть-чуть, будь готов продолжить путь!)

 Что означает Зеленый свет? (зеленый свет горит, это значит путь открыт. Молодцы дети.

 Воспитатель: Дождался Иван-царевич зеленого сигнала светофора. Перешел дорогу по пешеходному переходу и пошел дальше. Шел, шел и дошел он до леса. Идет между березками, бредет между дубами, через елки пробирается. Слайд 9 Устал Иван, проголодался, пора подкрепиться. Дети, что же можно съесть в лесу. (ягоды, грибы) слайд 10

 Надо помочь Ивану-царевичу собрать съедобные грибы.

 Воспитатель: Давайте вспомним правила сбора грибов и поиграем в игру, «Топай, хлопай» При ответе «да»,- хлопать, при ответе «нет» - топать.

 Вопросы.

1. Нужно брать большие, старые грибы? (нет)

2. Собирать только знакомые грибы. (да)

3. Лучше собирать грибы возле дороги? (нет)

4. Сырые грибы есть нельзя? (да)

5. Несъедобные грибы надо топтать ногами. (нет) слайд 11

 Воспитатель: Правильно, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Ведь грибами в лесу питаются животные - белочка, ежик, а мухоморами лоси лечатся.

 Воспитатель: Тем временем вышел наш царевич на поляну, видит: слайд 12стоит избушка на курьих ножках. Выходит из нее Баба-яга и спрашивает: слайд 13«Зачем пожаловал?» Рассказал Иван о своей беде.

 Согласилась Баба Яга помочь Ивану Царевичу, но только после того, как он ответит на её вопросы.

 Ребята, давайте поможем Ивану –царевичу. Вы согласны? (да)

 Воспитатель: Кто из героев сказки «Кот, петух и лиса» нарушил правило безопасности?14

Ребенок: петушок.15

Воспитатель: Назовите это правило?

Ребенок: нельзя доверять незнакомцам.

Воспитатель: Как петушок привлекал внимание кота, когда оказывался в лапах лисы?

Ребенок: петушок громко кричал «спасите, помогите»

Воспитатель: В сказке колобок, какие правила безопасности нарушил главный герой?16

Ребенок: Колобок убежал от бабушки и дедушки. Разговаривал с незнакомыми.

Воспитатель: Чем закончилась эта сказка?

Ребенок: Колобка съели.17

Воспитатель: В сказке «Три медведя» какие правила нарушила девочка?18

Дети: девочка пошла в лес одна, зашла в чужой дом, трогала чужие вещи. Молодцы.19

Воспитатель: Ребята, почему герои сказки «Волк и семеро козлят» попали в беду?20

Ребенок: Потому что козлята открыли чужому дверь.

Воспитатель: Ребята, а в сказке «Кошкин дом» что случилось?21

Ребенок: Начался пожар.

Воспитатель: Кто знает, почему случился пожар?

Ребенок: Кошка неосторожно обращались с огнем. Нельзя играть с огнем.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Понравились Бабе-яге ваши ответы. Но дала она Ивану-Царевичу22 еще одно задание: «Расскажи Иван правила поведения в лесу», -говорит Баба-яга,- «а не-то рассерчаю и съем тебя»

Воспитатель: Ребята, не дадим пропасть Ивану-царевичу, поможем ему?» 23

 Какие правила надо соблюдать в лесу для нашей безопасности?

 (Нельзя разводить в лесу костер – может случится пожар. Нельзя мусорить – человек может сам споткнуться и упасть. Нельзя кричать и шуметь в лесу – звери и птицы могут испугаться и набросится. Нельзя залазить на деревья и висеть на ветках – можно упасть и ушибиться. Нельзя есть ядовитые и незнакомые грибы и ягоды – можно отравиться. Нельзя трогать диких животных – они могут быть больными.)

 Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли царевичу справиться с заданием. Указала Баба-яга Ивану, куда путь держать.

 Долго шел он через леса и поля и добрался наконец до царства Кощея Бессмертного 24. Но не захотел злодей отпускать Василису Прекрасную. Решил он дать царевичу трудные задания

 - Говорит Кощей Бессмертный:25 «Налетели буйные ветры на мое царство и разбросали все вещи в нем. Все перемешали – опасные предметы и безопасные предметы. Наведешь порядок, тогда может быть отпущу Василису.»

 Воспитатель: Ребята, посмотрите чего тут только нет. (обратить внимание детей на столы с различными предметами - картинками: игрушки, иголка с нитками, пила, топор, молоток, нож, кнопки, таблетки, ножницы)

 Надо помочь Ивану-царевичу, а то он не скоро справится с этим заданием. (предложить детям разложить все картинки по тарелкам: на одну тарелку безопасные предметы, на другую опасные. Дети подходят к столам и раскладывают картинки в соответствующую тарелки.)

 Воспитатель: Давайте ребята проверим как вы справились (воспитатель берет предмет и спрашивает опасный он или нет и почему)

Дети садятся. (игра опасные/ безопасные предметы)

 Воспитатель: Все равно не отдает Кощей Василису. «Ты, -говорит он царевичу, -в мой дворец незваный пришел, а где подарки? Должен ты подарить мне что-то такое, чтобы оно мне в жизни моей бессмертной пригодилось.

 Опечалился Иван-царевич, не знает он, что может пригодиться Кощею.

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что должен знать Кощей и конечно каждый человек, если с ним вдруг случится беда? (надо знать номера служб спасения)

Воспитатель: Куда нужно обращаться если случился пожар? (показать картинку)

Дети: В пожарную службу – номер телефона 01. 26

Воспитатель: Ребята, назовите мне номер службы, в которую нужно обратиться, если кто-то внезапно заболел?

Дети: скорая помощь- 03 27

Воспитатель: Ребята, а куда нужно звонить, если к вам в дом хочет проникнуть незнакомец?

Дети: Звонить нужно в полицию по номеру 02. 28

Воспитатель: Ребята, а куда нужно звонить, если в доме запахло газом?

Дети: В газовую службу, по номеру -04. 29

Воспитатель: Какой номер еще все должны знать?

Дети: единая служба спасения -112. 30

 Воспитатель: А на последок напомним Кощею правила поведения дома.

1.Дома ты один остался.

Вдруг в дверь звонок раздался.

Незнакомцам ты не верь!

Отворять не надо дверь!

Это вовсе не пустяк:

Может быть, за дверью враг!

 2. Если кнопки из коробки

Разлетелись – собери,

Если гвозди на дороге

Ты увидел – подбери!

Эти острые предметы

Не должны быть на полу.

Сам наступишь незаметно

Иль на гвоздь, иль на иглу.

 3. Ребята, вам твердят не зря:

Играть со спичками нельзя!

Огонь опасен, к сожаленью,

Для всех, людей без исключенья!

 4. Пилюли и таблетки

Нельзя тайком глотать!

Об этом наши детки

Обязаны узнать!

 5. Нужно, друзья, за здоровьем следить.

И потому полагается мыть

Фрукты и овощи перед едой

Чисто и тщательно тёплой водой

 6. Ты, дружок, запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть

Гвоздики в неё совать.

 7. Нельзя самостоятельно включать электрические приборы,

Они могут ударить током или стать причиной пожара.

 8. Помни!

Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или свешиваться с балкона.

При этом легко можно свалиться.

 Воспитатель: Кощею Бессмертному понравился наш подарок, и он отпустил свою пленницу. Василиса с Иваном-царевичем отправились домой, и жили они долго и счастливо 31.

 3. Заключительная часть.

 Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Нам пора возвращаться в наш детский сад.

 Давайте встанем и скажем волшебные слова.

 Если мы глаза закроем

И подглядывать не будем – 1,2,3.

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем. (звучит волшебная музыка)

 Воспитатель: Вот мы и в нашем саду. Вам понравилось сказочное путешествие? Кому вы помогли? Какие правила мы вспомнили? Вы все большие молодцы? А сейчас наше занятие подошло к концу. 32




Кучерова Татьяна Викторовна

старший воспитатель
БДОУ г. Омска «Детский сад № 241»

 

Особенности духовно-нравственного воспитания

детей дошкольного возраста

 

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

 

Когда речь идёт о красоте человека, то, в первую очередь, обращают внимание на лицо, фигуру, цвет волос и остальные внешние признаки, которые замечает глаз. Но, к сожалению, не всегда внешняя красота является отражением внутренней красоты человека. Если мы приходим в этот мир с определённым цветом глаз, волос, кожи, то внутреннюю красоту можно и нужно воспитывать. И одной из главных особенностей духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является привитие детям таких понятий, как доброта, сочувствие, сострадание, желание помочь своим окружающим. Воспитание уважения к окружающим, прежде всего, начинается с воспитания тёплого отношения к членам своей семьи. Ребёнку мало рассказать о взаимопомощи и взаимодоверии, он должен прочувствовать, что значит, быть добрым, нужным в той или иной ситуации.

Очень важно помочь детям раскрыть их добрые качества. В этом очень хорошо помогают такие мероприятия, как благотворительные акции, уроки доброты, праздники, посвящённые памятным датам, тематические мероприятия.

В БДОУ г. Омска “Детский сад № 241” постоянно ведётся работа по духовно-нравственному воспитанию детей.

Мы проводим тематические мероприятия, посвящённые дню пожилого человека, дню матери, дню неизвестного солдата и другие, воспитывая, таким образом, уважение к старшему поколению, к памяти народа, сопереживание и гордость за свою страну.

Семьи воспитанников нашего детского сада активно принимают участие в благотворительных акциях, которые побуждают детей бережно относиться к животным (благотворительная акция «Покорми птиц зимой», «Человек – самый лучший друг, он поможет всем вокруг!» (помощь приютам для бездомных животных)), проявлять уважение к старшему поколению (благотворительная акция «От сердца к сердцу»), проявлять сострадание и оказывать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (благотворительная акция «Доброе сердечко»).

Хочется немного рассказать о благотворительных акциях, проводимых нами в рамках духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Цель таких акций – проявить сострадание, милосердие, оказать помощь тем, кто в ней нуждается (бездомные животные, пожилые люди, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).

Мы принимаем участие в организованных благотворительных акциях («Омичка-рукавичка», «От сердца к сердцу», «Покорми птиц зимой» и др.), а также организовываем благотворительные акции сами. К каждой благотворительной акции мы разрабатываем положение, в котором прописываем цели, задачи, участников акции, кому мы планируем помогать и чем бы мы могли помочь. Информацию, чем мы можем помочь, находим на сайтах организаций и созваниваемся с организациями, для которых организуем акцию.

Нами была проведена благотворительная акция «Человек – самый лучший друг, он поможет всем вокруг!» с целью помочь приютам для бездомных животных. В ней принимали участие семьи воспитанников нашего детского сада и к нам присоединились семьи воспитанников БДОУ г. Омска «Детский сад № 312 комбинированного вида». Воспитатели ознакомили родителей воспитанников с Положением по проведению благотворительной акции, провели беседы в группах с детьми, о том, что животные нуждаются в нашей заботе и помощи. К сожалению, есть такие животные, которые оказались без хозяев. Мы хотели бы им помочь. На сайте приюта для бездомных животных «Омские хвостики» мы нашли, чем бы мы могли помочь приюту. Родители приносили корм для кошек и собак, одноразовые пелёнки, перчатки и т. д. Акция длилась в течение 3 недель. Собранные гостинца мы подарили приюту для бездомных животных «Омские хвостики». Все, кто принял участие в акции, были отмечены благодарственными письмами. Всего приняли участие около 30 детей.

Следующую благотворительную акцию мы проводили ко дню пожилого человека. Тоже состоялись предварительные беседы о том, что пожилые люди нуждаются в нашей заботе и нашем внимании. Дети в группах вместе с воспитателями изготавливали открытки. Родители откликнулись на просьбу, оказать нам посильную помощь и принять участие в акции. Все подарки мы отвезли в волонтёрский центр «От сердца к сердцу» и их доставили адресатам. Нам был предоставлен фотоотчёт.

Следующей благотворительной акцией мы хотели помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В акции «Доброе сердечко» приняли участие воспитанники всех возрастных групп. Семьи наших воспитанников приносили наборы для рисования, тесто для лепки, канцелярские принадлежности, книги, игры и игрушки, которые мы передали в БУЗОО «Специализированный дом малютки», Специализированное отделение № 1.

Таким образом, мы на протяжении всего периода обучения стремимся воспитывать в детях добрые качества. Наши дети растут не равнодушными к чужой беде, они помогают друг другу и всем окружающим, принимают вновь прибывших детей в своё детское сообщество, окружая их вниманием. Они стараются видеть красоту природы, беречь её, проявляют уважение и милосердие к старшему поколению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

В апреле проходил региональный фестиваль "Победа во имя мира" при поддержке Омской Епархии Московского Патриархата Русской Правосл...